Дома будущего — тема актуальная и необычайно интересная. Ведь каждому из нас любопытно, как будет выглядеть место нашего обитания через несколько десятков лет. Какими будут материалы? Насколько изменятся привычные нам формы? А может, надобность в домах вообще исчезнет, и все будут жить под огромном стеклянным куполом, как завещал старый добрый Стивен Кинг? На ежегодной выставке мебели и дизайна i Saloni WorldWide нашему главному редактору Оксане Кашенко удалось пообщаться на тему будущего с популярным итальянским архитектором Чино Дзукки, и сейчас вы узнаете его мнение.
Чино Дзукки, архитектор
Чино Дзукки родился в Милане в 1955 году. Окончил Массачусетский институт технологии в 1978 году и Миланский политехнический институт в 1979 году. Он является автором таких проектов, как комплекс коммерческих выставок в Аббьятеграссо, жилые дома в Аббьятеграссо, Венеции, Анконе, офисные здания в Казореццо, Лукке и Монтевидео. Чино также преподаёт, пишет статьи во многие профильные итальянские журналы, руководит собственным архитектурным бюро Сino Zucchi Architetti.
— Каким вы видите дом будущего?
— Я расскажу реальную историю. Один архитектор построил дом будущего. У него получилась своеобразная летающая тарелка. Ему показалось, что это очень интересно. Таких домов он построил тридцать штук, но в них на сегодняшний день никто не живёт. А всё потому, что человек существует не в будущем, а в настоящем. И я считаю, что нет смысла говорить о едином для всех будущем. Будущее индивидуально, каждый видит его по-своему.
Я являюсь членом исследовательской группы, которая была создана в Австрии. На группу была возложена задача определить, каким может быть дом через 20—30 лет. Во время последнего заседания я обратил внимание, что современный человек делит дом на спальню, гостиную, ванную… Однако многие вещи в нашей жизни меняются. Вот сейчас у меня, например, четверо детей, и почти все они большую часть времени проводят с компьютером и смотрят видео на YouTube. Семейная традиционная жизнь изменилась. Если раньше все регулярно собирались за одним столом, то сейчас вечерами все занимаются своими делами.
Несколько дней назад жена спросила меня, чем я занимаюсь, сидя за компьютером. Я ответил, что чатюсь с дочкой. «Но она же за стенкой! — вспылила жена». «Да, но я же шлю ей музыкальные файлы, — ответил я». И это нормально.
На моей памяти были уже и электронные, и механические дома… Есть фильм Жака Тати «Мой дядя», 1958 года. В нём режиссёр чрезвычайно удачно поиронизировал на тему всяких «примочек» в доме. А сегодняшняя техника словно растворяется в человеке и окружающем мире. Мы не можем без неё жить. И к электронике мы уже относимся по-другому. Если понаблюдать, то можно заметить: первое, что делают люди по прилёту в другую страну, это шлют смс или звонят. Я до сих пор не перестаю удивляться современным технологиям. Поэтому, может быть, дом будущего можно описать как вилла Палладио с айподом.
— А какие материалы будут использоваться в доме будущего?
— Кто-то уже говорил, что мы живем в эпоху пластика и синтетики. Современные технологии позволяют создавать материалы, которые обладают невиданными ранее характеристиками. Например, если взять производство керамической плитки, то сейчас многие компании предлагают плитку, которая выглядит, как натуральный камень. При этом они не просто создают структуру с рисунком, они умудряются создавать случайно расположенные прожилки.
Было время, когда крестьяне, горожане, ремесленники брали материалы в лесу, на каменоломне… И та гармония, которую мы сейчас наблюдаем в деревенских поселениях во многом обусловлена тем, что набор материалов ограничен. У современного человека выбор шире, но и вероятность совершить ошибку гораздо выше. Поэтому часто современные города вызывают у нас ощущение какого-то смущения.
Я считаю, что вряд ли мы сможем прийти к какой-то единой модели использования строительных материалов. Есть такой архитектор — Йозеф Франк, он еврей, и во время войны он иммигрировал в Швецию. Так вот, он говорил: современная эпоха – это совокупность всех прошлых эпох. В его видении современный город – это Вавилонская башня. Футурологи и утописты представляли себе солнечное будущее единой архитектурной модели. На самом же деле города очень разные. В мегаполисах есть китайские, индийские кварталы. Поэтому в будущем будет некая совокупность предлагаемых архитекторами моделей.
Если взять сегодняшнего 17-летнего японца, то он больше будет похож на американца, чем на своих родных бабушку и дедушку. В Италии сейчас проходит моя выставка — «Обычаи». И во вступительной части я постарался подчеркнуть противоречия между традиционной этнографией и архитектурой. Получилось, что есть неразрывная связь между материалом, культурой и местом проживания людей.
Если сегодня возможен тип этнографии, не привязанный к географии, я имею в виду субкультуры (кибер-панки, готы). В Англии, например, сейчас очень популярны такие группы, как «притворная аристократия» (они носят костюмы лордов). Или же есть те, кто считает себя мачо. Однако это все не касается отдельно взятой страны, это можно наблюдать повсюду.
— Фанера очень популярна в России как отделочный материал. Как вы можете это прокомментировать?
— Вот сейчас в Вене строят полностью деревянное высотное здание. Потому что современная техника позволяет строить из такого материала высотные здания. Но фасад его не будет выполнен из натуральных материалов из-за проблем в обслуживании.
Дерево — это хорошо известный человеку материал, все мы строим из него если не дом, то хотя бы дачу. Многослойное дерево (фанера) устойчиво, оно сохраняет форму. С одной стороны, мы все любим массив дерева, однако есть ситуации, где применять его просто нельзя, и именно тогда мы используем фанеру.
Что же касается отделки фасадов и наружной стороны зданий, то, например, одна испанская компания выпускает панели для облицовки зданий, сделанные из дерева. В действительности это фанера, которую для прочности подвергают обработке, и она становится похожа на пластик больше, чем на дерево.
Строить целые города из дерева, конечно, сейчас нецелесообразно. Потому что через некоторое время потребуется или капитальный ремонт, или здание вообще придётся снести и строить новое.
Дерево обладает очень интересными характеристиками, именно поэтому архитекторы сейчас много экспериментируют с ним.
Вкусы меняются, постоянно появляется что-то новое, но иногда хочется борща. Так и с материалами — иногда хочется вернуться к тому, что уже было.
Чино Дзукки, архитекторЗапись
Комментарии (0)