О классике мы говорим редко, потому что специалистов в этом стиле не так много. Сегодня нам невероятно повезло — дизайнер Юлия Барденкова поделилась своим богатым опытом работы с классическими интерьерами и даже показала собственные эскизы.
Юлия Барденкова, дизайнер интерьеров
Родилась в Москве. Окончила художественно-графический факультет Педагогического университета, аспирантуру по специальности «Техническая эстетика».
Работает с интерьерами с 1994 года. Член международной ассоциации «Союз дизайнеров» с 2001 года.
Печаталась с 1998 года в журналах «Идеи вашего дома», «Лучшие интерьеры» и др. Может вести объекты от этапа разработки концепции и планировки до декорирования. Также возможны отдельные этапы.
artjulia67.wixsite.com/mysite— К классике возвращаются. Почему? Наверно, даже не живя в классической обстановке в детстве, современные люди обладают генетической памятью, памятью нескольких поколений. И если даже ваши предки пахали землю и стояли у станка, всегда остаются в семье и передаются из поколения в поколения предметы прошедших времён. Это может быть ширма прабабушки-гимназистки, или зеркало в витой раме, или сумочка с бисером, или расписная шкатулка.
Уроки литературы в школе повествовали нам о жизни героев Пушкина, Лермонтова, Тургенева и Льва Толстого, раскрывая мир русского дворянства с описанием быта городских домов и помещичьих усадеб. Иллюстрации в книгах и фотографии дворянских и купеческих «гнёзд» дополняли общую картину.
Из всемирной истории XIX — начала XX веков мы почерпнули особенности стилей зарубежных стран. И если даже вы не разбираетесь в названиях стилей, то достаточно напомнить имена выдающихся деятелей, как перед глазами встают картины обстановки той эпохи и становится ясно, к какому времени и стилю она принадлежит. Получается, что каждый из нас ещё в школе получил образование, дающее представление о быте общества в XIX — начале XX века.
Классический стиль в интерьере интересует людей зрелых, достигших стабильности в жизни, уже переживших период экспериментов и вместе с тем способных оценить многообразие классических деталей с их сложной резьбой, разнообразными фактурами и принтами на тканях.
Хорошо. Решение принято. Вы будете жить в классическом интерьере. С чего начать?
1. Вдохновение
Полистать книги по архитектурным стилям и сохранить подборку деталей, которые вам понравились. Это могут быть колонны, арки, гипсовые карнизы, кованые решётки, зеркала, ткани и др.
2. Помощь
Подобрать себе помощника-консультанта по дизайну интерьеров, специализирующегося на классических стилях. Без профессиональной помощи обойтись будет трудно.
3. Концепция
С дизайнером надо прежде всего разработать варианты планировок с зонированием и расстановкой мебели.
Что же представляла из себя классическая планировка квартир конца XIX — начала XX века? В квартиру вели, как правило, два входа — парадный и чёрный, коридор, с одной стороны которого располагались личные комнаты членов семьи, а с другой — анфилада парадных комнат (гостиная, столовая, каминная и др). Если вы хотите повторить подобный вариант, то ориентироваться надо на коридорную систему с Г- и П-образными коридорами. Надо заметить, что анфиладное расположение комнат было связано с конструктивными особенностями зданий тех времён, требующих частых опор для межэтажных перекрытий. В современных зданиях появилась возможность открывать большие пространства, делать панорамные окна.
На этапе планировочных решений надо сразу определиться, будете вы соблюдать классическую симметричную планировку или остановитесь на «игре» с классическими деталями. В планировке закладывается до 90% информации по дизайну интерьера. Это самый важный этап, от которого зависит, пойдёт ли реализация проекта как по маслу или же с постоянными доделками и переделками по ходу. На этом этапе надо потратить максимум времени и продумать всё на несколько ходов вперёд.
Решение планировки зависит как от первоначального вида квартиры (с внешними и внутренними очертаниями), так и от выделяемого на реализацию бюджета.
Все элементы дизайна квартиры можно разделить на пристенные (шкафы, ниши, панели, кухни и другие системы хранения) и те, которые можно передвигать или обойти (отдельно стоящие колонны, диваны, кресла, столы и комоды).
Можно сделать интерьер досконально со всеми элементами классического стиля. Но в этом случае его придётся доделывать до конца в соответствии с дизайн-проектом. Любые недоработки в реализации сделают интерьер незавершённым. Или можно пойти по пути упрощения: выделить основные элементы в классическом решении, а шкафы и двери взять попроще или вообще в современном стиле.
4. Стили
Если посмотреть на классические стили, то можно заметить, что со временем они как бы повторяются, ложатся в основу более современных. Так, в ар-деко просматривается стиль ампир, а в ар-нуво за основу взят готический стиль. Каждое поколение преобразовывало и дополняло стиль, существовавший задолго до него, сохраняя преемственность и связь. Следовательно и мы имеем право деликатно вносить свои решения в интерпретацию интерьера. Это даёт возможность свободного творчества, не сковывает в принятии решений.
Ещё проще войти в творческий процесс, придумав образ интерьера. Для этого надо придумать название квартире. Ведь исторические стили ещё отличаются друг от друга в зависимости от страны и местности. Английская классика, французская, скандинавская или средиземноморская имеют свои характерные цветовые особенности. Вы можете назвать своё жильё «Отдых у моря» или «Домик в горах» или «Русская усадьба». Такой подход не даст сбиться с намеченного пути, поможет не обращать внимание на неподходящие по стилю предметы и отделочные материалы, сэкономит время и силы.
5. Пропорции
Очень важный момент. Так как классические квартиры строились в домах с высокими потолками (3,2-—4 метра), надо учитывать что перенести досконально пропорции не удастся. Надо изобретать свои пропорции, исходя из высоты и планировки своей квартиры. Соответственно, если пропорции индивидуальные, надо следить за тем, насколько готовые элементы, предлагаемые производителями, подходят вам. Очень часто такие элементы имеют свои постоянные размеры (как, например, панели) и могут быть не вашим вариантом. Точно так же готовые потолочные карнизы из гипса или полиуретана имеют модули, которые не сойдутся корректно в углах ваших потолков. Поэтому так часто в проектах можно увидеть гладкие карнизы. С ними проще. Если же вы хотите купить готовые, то лучше выбрать их заранее и делать подвесные двухуровневые потолки под их размеры и модули. В идеале, конечно, лучше заказывать по своим рисункам и модулям. Но такие элементы, как правило, стоят дороже.
Часто возникает необходимость дозаказа в столярной мастерской предметов мебели, которые не выпускает та фабрика, которую вы выбрали. Как правило, это тумбочки, консоли или будуарные столики. Надо быть готовым, что любые изготавливаемые детали интерьера будут обходиться дороже, но именно они делают интерьер изящнее.
6. Ткани
При декорировании тканями можно пойти по пути упрощения, когда принты становятся акцентом на каком-то одном изделии, а другие ткани подчинены принтам и однотонны. Главное — надо помнить, что нежелательно использовать повторы (скажем, покрывало и шторы одни и те же), это придаёт интерьеру дешёвый гостиничный вид. Высший пилотаж, когда в интерьере применяются разные принты (цветы, ромбы, полоски, клетки). Это требует большого внимания при работе с фактурами, но делает интерьер по-настоящему богатым. Художественно богатым.
В смысле цветовых решений надо определиться с основным цветом, начиная с гостиной и столовой. Тёплая золотистая гамма, травяная или серебристая и т. п. Каждое помещение должно не резко выделяться из общей гаммы, а деликатно перетекать одно в другое. Цветовой основной код не даст уйти в сторону, увлечься внезапно понравившимися в салоне обоями или плиткой.
Все материалы, которые вы выбираете, надо смотреть при естественном освещении, сопоставляя друг с другом. Всё, что вы сопоставите в кусочках образцов, будет так же интересно смотреться и в законченном интерьере. Избавит вас от ненужных метаний в выборе и сомнений по этому поводу.
7. Освещение
Как правило, освещение сильно влияет на восприятие цветов. Прежде чем выбирать декор, надо обозначить стороны света в квартире. Если, скажем, гостиная располагается на юго-западе, это потребует одного тонального решения, а если на северо-востоке — совершенно другого.
Надо также учитывать, что в больших квартирах должно быть несколько сценариев включения света, и при этом источники освещения должны включаться с разных точек. Прежде чем делать проект электрики, желательно выбрать фирму-производителя розеток и выключателей. Так как в некоторых нет электрооборудования под поставленные вами задачи. Например, не предусмотрены регуляторы тёплого пола в единой рамке с выключателями. Или нет димеров с проходными включениями, или нет рамок с нужным количеством гнёзд.
Если интерьер решён в тёплых тонах, то не рекомендуется выбирать лампы с холодным светом.
Отражённый потолочный свет, спрятанный в карнизах или многоуровневых потолках, придаёт им видимость высоты.
Отдельная тема — это современное оборудование в классическом интерьере. Если экран телевизора небольшой, то существует несколько вариантов его спрятать. Во-первых, есть специальная мебель со встроенной выдвижной системой, во-вторых для большого кинотеатра рекомендую выделять отдельную комнату. Кухонное оборудование крупного формата лучше заказывать встроенным в кухонные шкафы.
8. Ванная
Если обращаться к классическому воплощению интерьера, то лучше не увлекаться полукруглыми ванными. Постепенно мода на большие ванны с гидромассажем сходит на нет. Плитку желательно выбирать в соответствии со стилем, не делая её более броской, чем интерьер в гостиной. Всё подчиняется общей идее, без фанатизма.
9. Когда считать интерьер законченным
Всё зависит от поставленных первоначально задач. Если отталкиваться от строгого исполнения классики, то надо всё реализовать как в дизайн-проекте и как советует дизайнер. Но есть ещё вариант, когда интерьер делают со смешением стилей. Предметы могут быть подобраны так, как будто они покупались в разное время. Такое смешение стилей делает интерьер индивидуальным, придаёт ему художественность и свободу дополнять его новыми предметами. Это сложное решение как для понимания, так и для реализации, требующее большой отдачи от дизайнера, полёта его фантазии.
Работа над интерьером зависит от помощи профессиональных неравнодушных исполнителей: дизайнеров, строителей и менеджеров. Это большой коллективный труд.
Запись
Комментарии (1)